Книга

Глава 1 НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Здесь найдены остатки мастерских, в которых выделывались орудия из кремня.

Проходили века и тысячелетия. Хозяйство жителей области постепенно развивалось и совершенствовалось. Около 7 тысяч лет назад обитатели Вятского края научились изготовлять каменные топоры, тесла, булавы, выделывать глиняные сосуды, ткани из шерсти зверей и прядильных растений. Техника обработки камня усовершенствовалась. Люди овладели навыками шлифования, пиления и просверливания каменных орудий. На юге области появились зачатки мотыжного земледелия и домашнего скотоводства. B остальных районах по-прежнему главными занятиями оставались охота и рыболовство.

Стоянки той поры (7—5 тысяч лет назад) имеются во многих местах Кировской -области, но они еще мало изучены. Наиболее известной является Буйская стоянка в Нолинском районе, где в нижнем слое найдено много черепков глиняных сосудов и каменные орудия.

ПЕРЕХОД К ПАТРИАРХАТУ

Прошло еще несколько столетий. Во втором—первом тысячелетиях до нашей эры (4—3 тысячи лет назад) жители области, кроме камня и кости, стали .использовать металлы, сначала медь и бронзу, а затем и железо. Медь добывалась из медистых песчаников, залегающих в «бассейне Нижней Вятки на территории Нолинского, Уржумского, Малмыжского и Вятско-Полянского районов. Железо вырабатывалось из болотных руд, встречающихся во многих местах, и железняка, месторождения которого имеются на Верхней Вятке и ее притоках в пределах Верхнекамского, Омутнинского, Афанасьевского, Белохолуницкого, Нагорского районов, а также на юге в Уржумском и Кильмезском районах.

Во втором тысячелетии и начале первого тысячелетия до нашей эры люди Вятского края знали только медь и бронзу. Большая часть орудий и оружия продолжала изготовляться из камня. Тем не менее производительность труда заметно выросла. Стали развиваться скотоводство и земледелие. Значительных успехов достигла охота, особенно на пушного зверя. Шире применялись рыболовство и бортничество (лесное пчеловодство). Для устройства жилищ люди стали использовать дерево, укрепляя бревнами стены землянок и надстраивая над ними невысокие бревенчатые срубы.

Всё это значительно повысило хозяйственную роль мужчин, и материнская родовая община (матриархат) постепенно преобразовалась в отцовскую родовую общину, или патриархат. Поселения людей того времени имеются в бассейне Вятки во многих местах, но почти не исследованы. На хорошо изученной Буйской стоянке, располагающейся на площади до 10 тысяч кв. м, в поздних слоях обнаружены жилище и шесть хозяйственных построек. К этому же времени относятся некоторые курганы, насыпанные людьми в память умерших сородичей. Известен такой курган у деревни Большой Ясяур Пижанекого района.

Железо на Вятской земле стало применяться с VII века до нашей эры. В это время по берегам Камы и Вятки жили племена, получившие в истории название «ананьинцев» от села Ананьино на Каме   близ   города.

Ёлабуги, где археологи открыли древние захоронений (могильник) с большим количеством вещей, положенных в могилы. Тут были каменные и железные орудия, предметы вооружения, глиняные сосуды, украшения. На одной из могил найдена каменная надгробная плита с изображением воина в шлеме.

Ананьинцы занимались мотыжным земледелием, мясным скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Они жили или в укрепленных поселках (городищах), или в открытых поселениях (селищах). Жилищами им служили полуземлянки, укрепленные бревнами. Городища обычно располагались на мысах, образованных выходящими к реке оврагами. На ананьинских городищах находят большое количество костей диких и домашних животных ,и поделок из кости. Поэтому поселения ананьинцев получили название костеносных.

Наиболее известным из ананьинских городищ является Пижемское, расположенное на высоком мысу при впадении реки Пижмы в Вятку, недалеко от Советска. В городе Кирове сохранились остатки ананьинского Наговицынского городища (в районе трамплинов).

В III веке до нашей эры ананьинцев сменили «пьяноборцы», получившие название от села Пьяный Бор на Каме. Теперь это — Красный Бор Татарской АССР. Здесь археологи также обнаружили могильник. Но на Вятку пьяноборцы не заходили. Часть их племен в III веке нашей эры продвинулась на Нижнюю Вятку и ее притоки — Кильмезь, Вою, Пижму, Буй и далее на запад в сторону Волги. Эти племена получили название «.

1[2]3