Книга

ГЛАВА 5 ВЯТСКИЙ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVHI ВЕКА

Большой след в искусстве Вятского края оставил выдающийся архитектор и художник Александр Лаврентьевич Витберт, отбывавший ссылку в Вятке с 1835 по 1840 год. Здесь он подружился с А. И. Герценом. По проектам Витберга были созданы ансамбль Александровского сада в Вятке с классическим порталом, чугунной решеткой и красивыми ротондами (теперь — Центральный парк культуры и отдыха имени Степана Халтурина), а также величественный Александро-Невский собор, простоявший около 75 лет,

Учеником Витберга был вятский художник ДмитрийЯковлевич Чарушин (1813—1900). Етр кисти принадлежат портрет А. Л. Витберга, картине «Семейный портрет» и другие произведения.      

Вопросы и задания

Как затронула Отечественная война 1812 года Вятский край?       

1.                 Соберите материалы о жизни и боевых подвигах Н. А. Дуровой. Прочитайте ее воспоминания и запишите в тетрадь краткие биографические данные о ней.

2.                 Какие особенности имело хозяйство Вятской губернии в первой половине XIX века? Мануфактуры какого типа преобладали в губернии? Докажите свой вывод.

3.                 Расскажите, в чем проявился процесс развития капиталистических отношений в вятской деревне.

4.                 Что такое отхожие промыслы? Почему они были широко развиты в Вятской губернии?

5.                 Соберите материал о «картофельных бунтах» в Вятской губернии. Составьте список сел и деревень, охваченных движением. Найдите йх\нй;карте. Для самостоятельной работы можно использовать .книгу С. В. Токарева «Крестьянские картофельные бунты>\ (Rhjob, обл. изд-во, 1939).

6.                 Какое>|шач«ние для развития вятского общества имело пребывашгечНЩятке А. И. Герцена и М. Е. Салтыкова-Щедрина? Узнайте из книг подробности их жизни в Вятке и составьте об этом рассказ.

7.        Узнайте, какие наиболее ценные в художественном отношении здания были построены в Вятке и бывших уездных городах в конце XVIII — первой половине XIX века. Сфотографируйте их или снимите фотокопии с фотографий, имеющихся в музеях, и сделайте альбом.